pavlograd.info 04.10.2019 18:03

Маньяками не рождаются, а становятся. Именно эта аксиома и стала главной идеей психологического триллера Тодда Филлипса «Джокер». Американский режиссер решил наглядно показать, что, а точнее кто становится катализатором для превращения человека в серийного убийцу. Как Джокер стал Джокером можно узнать уже с 3 октября в кинотеатрах. Мы посетили премьерный показ и объясняем, почему на фильм стоит сходить.

Иллюзия счастья

«Надеюсь моя смерть будет иметь больше смысла, чем жизнь», — говорит Артур Флек (Хоакин Феникс) на приеме у психиатра. Еще мальчиком он получил травму головы и как результат — проблемы с психикой, галлюцинации и неконтролируемый смех. Поэтому он всегда носит с собой карточку, на которой обозначено его заболевание. Но она не всегда спасает Флека, скорее вообще не спасает. Люди не могут принять мужчину, глумятся над ним, смеются и избивают до полусмерти. Но Артур терпит все тяготы судьбы, не обижается на окружающих, работает клоуном-зазывалой и с детства лелеет мечту — стать стендапером.

«Джокер» с привкусом жалости: как днепряне встретили номинанта на «Оскар». Новости Днепра

Вечера он проводит с больной матерью Пенни (Фрэнсис Конрой) возле телевизора. Они любят вместе смотреть вечернее Late Night Show Мюррея Франклина (ведущий – Роберт Де Ниро), на которое Флек уже давно мечтает попасть. В первой половине фильма к нему искренне испытываешь сочувствие и уважение. Ведь Артур содержит семью, не таит злобу на обидчиков, а просто хочет стать счастливым.

Его главная цель — дарить людям смех и радость несмотря ни на что. Но одиночество, безразличие социума и власти, нехватка отцовского плеча сделали из славного парня, пускай и с психическим расстройством, зверского маньяка-убийцу. «Люди вокруг становятся жестокими или я просто такой?» — спрашивает Флек на протяжении фильма. Ответ на вопрос он так и не нашел, но зато нашел решение — стал жестоким сам.

Злодейский антураж

События фильма разворачиваются в 1980-х в Готэме — угрюмом близнеце Нью-Йорка. И без того мрачный фильм дополняют городские пейзажи в серых тонах, грязные поезда метро, забастовки местных и кровавые сцены. От некоторых внезапных убийств кровь стынет в жилах, и ты понимаешь — Флек уже не тот робкий парень. Операторская работа Лоуренса Шера на высоте. Например, камера двигается в сценах, где главный герой сомневается и боится. Возникает ощущение, что мы смотрим киноленту глазами Флека, который качает головой и отрицает содеянное. С каждой сценой главный герой становится решительней в своих мыслях и поступках. В какой-то момент он преступил черту и уже сам понимает — назад дороги нет.

«Джокер» с привкусом жалости: как днепряне встретили номинанта на «Оскар». Новости Днепра

Нужно отдать должное и музыкальному сопровождению. В моменты тревоги и безумия Артура мы слышим виолончель, которая усиливает эмоции и добавляет мрачности в атмосферу картины. Музыку для фильма писала исландская виолончелистка Хильдур Гуднадоттир, которая также работала над композициями нашумевшего сериала «Чернобыль». А песня «Smile» в исполнении певца Джимми Дуранте проходит лейтмотивом в сценах мечтаний и галлюцинаций Флека.

Рождение злодея

Исполнитель главной роли Хоакин Феникс мастерски перевоплотился в психически нездорового мужчину средних лет. Но это далось ему не просто. Он несколько месяцев отрабатывал фирменный смех, просмотрел десятки записей из психиатрических больниц и стремительно сбросил более 23 кг. Феникс сделал все для реалистичного воплощения психопата на экране. Узнать в нем Джокера можно даже без грима. Его игра глаз и мимика лица блестяще передают характер короля злодеев. А внезапный смех и курение сигареты пробирают до дрожи даже в самые обыденные моменты.

«Джокер» с привкусом жалости: как днепряне встретили номинанта на «Оскар». Новости Днепра

И такое искусное перевоплощение актера, и работа всей съемочной группы не осталась незамеченной. На 76-м Венецианском кинофестивале кинолента удостоилась главного приза — «Золотого льва». К минусам фильма стоит отнести порой отсутствие динамики и связности сцен. Но с другой стороны, именно эти минусы еще лучше отражают внутренний мир главного героя — его сомнения и размышления о своем прошлом и будущем. «Джокер» стал первым фильмом с комиксным суперзлодеем, выигравшем в Венеции. Но и это не конец. Ведь впереди нас ждет «Золотой глобус» и «Оскар».

Отражение современности

В фильме подымаются актуальные проблемы — легализация оружия, популизм в политике, озлобленность общества, манипуляции СМИ с сознанием людей. То есть, кинолента как зеркало отражает самое худшее нашего мира. В Готэме легко узнается Нью-Йорк, а в кандидате в мэры Томасе Уэйне (Бретт Каллен) — одиозный лидер США. В одном из интервью Уэйн заявляет, что все недовольные бедняки – клоуны и глупые завистники. Таким образом, раскрашенный фигляр и становится символом классовой борьбы. Люди выходят бастовать за свои права и урезание муниципальных бюджетов. А в конце фильма мы видем, как толпа фанатиков в масках клоуна признает уже Джокера, а не Флека и становится частью его команды.

«Джокер» с привкусом жалости: как днепряне встретили номинанта на «Оскар». Новости Днепра

Без попкорна и в тишине

На премьерном показе фильма в одном из днепровских кинотеатров собралось множество людей. В зале не было свободных мест, но удивляло не это. Большая часть зрителей отказалась от попкорна и громкого обсуждения ленты. Хотя просмотр прошел и не без «диванных» критиков, которые после каждой сцены высказывали свое «экспертное» мнение. Титры после фильма не сопровождались бурными аплодисментами зрителей, как это было на Венецианском кинофестивале. В течение восьми минут в Венеции зрители рукоплескали создателям киноленты и актерам.

Но впечатление на днепрян фильм явно произвел. Это стало ясно после его окончания. Посетители кинотеатра стали с восхищением живо обсуждать просмотренную картину. Большинство из них не сразу покинуло свои места — днепряне ждали сцену после титров. И только после слов работника кинотеатра, что сцены не будет — зал стремительно опустел.

«Джокер» с привкусом жалости: как днепряне встретили номинанта на «Оскар». Новости Днепра

Насилие порождает насилие. Именно к такому выводу приходишь после просмотра «Джокера». Отношение к главному злодею DC меняется на протяжении фильма — от сочувствия и жалости до панического страха. А ведь все могло бы быть иначе. Артур Флек просто хотел дарить смех окружающим. Но в ответ получал только презрение и издевки. Флеку постоянно приходилось имитировать счастье. И только после перехода на темную сторону, он почувствовал себя в своей тарелку: «Я думал, что жизнь трагедия. Но сейчас я понял, что это комедия», — говорит уже Джокер.

Екатерина
Гаценко

ЧИТАЙТЕ
ТАКЖЕ

В
Литве прошла
премьера фильма
об украинках, выживших
в плену

В
Вильнюсе 17 сентября с успехом прошла премьера нашего документального цикла
«НЕZЛАМНИ» — коротких фильмов о женщинах, которые выстояли после ужасов плена.

Запись «Джокер» с привкусом жалости: как днепряне встретили номинанта на «Оскар» впервые появилась Наше Місто.