В конце XIX — начале XX века Екатеринослав переживал бурный раст, равного которому, пожалуй не было за всю историю Екатеринослава-Днепропетровска. В город стремились попасть самые известные промышленники, банкиры и деятели культуры. В погоне за счастьем сюда съезжались люди со всего мира, и кто знает, каким был бы город сейчас, если бы развитие продолжилось в том же ключе.
Первыми просекли, что Екатеринослав является золотой жилой европейцы. Большинство воротил бизнеса из Российской империи долго не видели в нашем регионе перспектив, и позже им пришлось довольствоваться уже крохами, оставленными более дальновидными коллегами из Европы. Когда в 1881 году екатеринославский промышленник Александр Поль нашел в Париже первых инвесторов, вложивших 5 млн. франков в развитие Криворожского железно-рудного бассейна, город стал объектом пристального внимания европейских капиталов. Екатеринославские предприятия начали выпускать десятки тысяч акций, которые очень котировались в Европе.
В 1881 году Александр Поль добился разрешения на строительство Екатерининской железной дороги и моста через Днепр, что дало мощный толчок развитию города. Строительство длилось три года и в мае 1884-го дорога и мост были торжественно открыты. На то время мост инженера Николая Белелюбского был самым длинным в Европе, а его возведение обошлось городской казне в 4 млн. рублей. На открытие моста прибыл сам министр путей сообщения России — Пассет, перерезавший традиционную праздничную ленту, кусочек которой хранится в историческом музее им. Д.И. Яворницкого. В память об этом событии на Санкт-Петербургском монетном дворе была изготовлена памятная медаль. А на Всемирной технической выставке в Париже наш мост был награжден золотой медалью.
Открытие железной дороги и строительство моста кардинально изменили судьбу и города и губернии. Это событие стало вторым рождением Екатеринослава. Перед началом Первой мировой войны Екатерининская железная дорога по количеству грузоперевозок занимала первое место в Российской империи, а по длине сети — второе. Кроме того, она считалась второй по прибыльности в империи. Новая дорога соединила между собой Донецкий каменноугольный бассейн с Криворожским железорудным. Именно руда и уголь стали ее главными грузовыми перевозками.
С развитием промышленности население Екатеринослава стало стремительно расти. С 1887 по 1897 годы оно увеличилось на 233% — с 48 тысяч до 113 тысяч человек. Основное население города состояло из украинцев, русских и евреев. Последние составляли около 40% численности, поскольку город входил в так называемую черту оседлости. Рост населения был так же связан с притоком приезжих из других российских губерний и иностранцев. Очень много приезжали в Екатеринослав с Ближнего Востока. Турки открывали здесь хлебные заведения, кондитерские магазины и ресторации. В 1860-е годы в город переселилось большое количество немцев, которые активно занялись купеческим делом. Чаще всего они торговали предметами культуры: музыкальными инструментами и книгами. Благодаря купцам немецкого происхождения Ульманам в Екатеринославе появилась первая библиотека. Сначала при их магазине был открыт читальный зал, а когда в 1889 году открылась библиотека, Ульманы передали ей свои книги.
Диковинкой для приезжих была масштабная электрификация улиц города. В 1902 году город освещало 450 фонарей. Местные газеты писали: «В смысле освещения наш город чрезвычайно оригинален; это, кажется, единственный в мире город, где наблюдается полное равенство в осветительном отношении: одинаково электричеством освещены как центр, так и окраины». Даже под покровом ночи покой горожан охранял известный полицмейстер Феличкин, любивший работать в ночную смену. Он выходил на улицы в штатской одежде и проверял работу постовых, заглядывал в рестораны и игорные заведения, проверял пост у дома губернатора. За грязью в булочных и за санитарным состоянием города также следило полицейское управление.
В 1907 году Екатеринослав заработал первый бюджетный миллион. Во всей гигантской империи тогда насчитывалось лишь девять городов-миллионеров, и в их число стремительно ворвался Екатеринослав. Самым прибыльным предприятием в то время был трамвай. Проезд в чудо-вагончике стоил от двух до пяти копеек, в зависимости от расстояния, что по тем временам было недешево. Первый трамвай поехал от вокзала до Соборной площади 14 июня 1897 года. Это был второй трамвай в Украине после Киева. А на то время в империи электротранспорт кроме Екатеринослава и Киева был лишь в Нижнем Новгороде и Казани.
В начале XX века Екатерининский проспект был напичкан банковскими отделениями и финансовыми конторами. Дух денег витал даже в воздухе и заработать здесь не мог только ленивый. Наиболее предприимчивые выбивались в купечество даже из крестьянского сословия. Еще в 1864 году в городе открыли Екатеринославское отделение Государственного банка, а через пять лет — отделение Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка, принадлежащего роду всемирно известных миллионеров Ротшильдов. В 1912 году для конторы банка было построено красивое здание на углу Екатерининского проспекта и Клубной улицы (бывш. ул. Ленина, сейчас — ул. Воскресенская). Вполне возможно, что сам Александр Ротшильд приезжал в Екатеринослав на открытие своего банка, так как он являлся соучредителем акционерного общества по добыче марганца в Марганцевом бассейне.
Жители Екатеринослава делились на сословия, основными из них были: рабочие, купцы и дворяне. Причем этот раздел определял весь их быт, начиная от места жительства и заканчивая работой. Металлурги селились вблизи заводов и считались самыми зажиточными из рабочего сословия, зарабатывая по 22 рубля в месяц. В те времена была популярной частушка из жизни металлургов: «Получил получку я, ровно 22 рубля, 2 рубля отдал домой, ну а 20 — на пропой, Веселись душа и тело, вся получка полетела». Однако пить рабочим стоило очень дорого из-за жесткой системы штрафов, действовавших на заводах. Отлучился в рабочее время, пришел пьяным, не явился на работу — 1 рубль штрафа, а это была зарплата за весь рабочий день.
Дворянство проживало на Соборной площади и занимало чиновничьи посты. У чиновников была очень низкая зарплата, поэтому все они были взяточниками. Купечество и дворянство были тесно связаны между собой, хотя внутренне ненавидели друг друга. Причина взаимной неприязни заключалась в том, что купцы имели деньги, а обедневшие дворяне имели власть. Поэтому последние стремились заполучить деньги любым способом, даже через взятки, а первые — власть. Иногда с этой целью между сословиями даже заключались браки. Купцы проживали недалеко от мест своей работы, которая находилась преимущественно в центре города — на Екатерининском проспекте и примыкающих к нему улицах.
Излюбленным местом купечества и дворянства был Английский клуб на Клубной улице, а также яхт-клуб в Потемкинском саду (парк им. Шевченко), во главе которого стоял сам губернатор. В Английском клубе очень распространенной была игра в карты. А угощали завсегдатаев самыми изысканными напитками, которые подавали по высшему разряду. Например, шампанское гостям приносили непременно в серебряном ведерке со льдом.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Валентины Лазебник и газеты «Сегодня»
Запись Как развивался Днепр в конце XIX — начале XX века впервые появилась Наше Місто.