Празднование Воскресения Христова в народном быту тесно переплелось с языческими обрядами встречи весны, игрищами, чествованием предков и тому подобное. Пасхальная корзина, со всем ее наполнением, которое сегодня является неотъемлемым атрибутом Пасхи, это отражение языческих верований с задабриванием божеств для урожая, достатка. Обрядовые блюда приобрели христианскую символику и уже в 15-16 веке еду в украинских церквях освящали.
ПАСХАЛЬНАЯ КОРЗИНА
В некоторых селах западной Украины пасхальную корзину называют «кобеля», на Закарпатье — корзина-дарник, чаще попадался на Полесье, где было развито лозоплетение. На Галичине носили блюда на освящение в платках, или обрусах (скатертях), бесагах (путевых двойных мешках).
ЦЕРКОВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ
Традиция же наполнения корзинки отличается в регионах Украины, где край — там и обычай. Церковь же не выделяет необходимые для благословения блюда.
«Нет четких церковных правил, что должно быть в корзине. Это установлено скорее церковной и народной традицией, которая освящена временем и церковь ее воспринимает», — отмечает епископ Евстратий из Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).
ПАСХАЛЬНЫЙ ОБРЯДОВЫЙ ХЛЕБ
Традиционные два блюда, которые обязательно приносят на освящение в храме — пасхальный хлеб (кулич) и яйца. Пасху выпекали круглой формы, что символизировало солнце. Пасхой же еще называется блюдо из творога в виде усеченной пирамиды.
По словам священнослужителей, и творожная пасха и кулич, изображают Голгофу, на которой состоялась смерть Иисуса Христа. К тому же, кулич по составу является противопоставлением еврейскому хлебу, что называется маца. Кулич символизирует полноту благодати Божией, даров, которые были посланы после смерти и воскресение Крестового на все человечество.
Кулич, в отличие от пасхи, не украшали сверху тестом, но поливали взбитым сахаром или посыпали пудрой.
На Закарпатье и Галичине украшали посхи жаворонками, значение которых отсылает к символическим птицам, которыми призывали весну.
Важнейшей в пасхе есть закваска, символизирующая слово Божие.
Как закваска увеличивает тесто, так и слово Божие, если человек воспринимает его в свое сердце и живет им, растет духовно. То же, что хлеб сладкий является символом радости жизни с Богом.
Традиционно размеры пасхи зависели от состояния хозяина.
Бывали случаи, когда вырастали такие пасхи, что нужно было разбирать челюсти печи. Поэтому в современную корзину они бы не поместились.
Считалось, если кулич выпекался высоким- следующий год будет счастлив, в здоровье, когда наоборот — кто-то из родни мог отойти в мир иной.
Выпекали же пасхи обычно в Чистый четверг, иногда в субботу, говоря молитвы. Следили, чтобы никто из соседей не пришел с нечистыми мыслями. Нельзя было хозяйке садиться, ибо пасха «сядет».
Немало сохранилось традиций связанных с освященной пасхой.
Если в семье есть девушка на выданье, то обрядовый хлеб кладут ей на голову и говорят: «Чтобы была людям такая величественная, как эта пасха пшеничная!» К тому же холостой стоило попробовать 12 «чужих» пасх, чтобы до конца года выйти замуж.
Освященной пасхой притрагивались к скоту, иногда давали попробовать куличей.
Перед пасхальной трапезой хозяин надрезал освященную пасху с трех сторон в честь Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого, тогда уже разделял на куски, которые раздавал членам семьи.
ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА
Обязательно рядом с пасхой в корзине были и яйца (писанки, крашенки, крапанки, дряпанки и т.д.).
«На Галичине клали и яйца, и яйцо без скорлупы, тогда как в центральной Украине несли освящать целые яйца», — рассказывает старший научный сотрудник научно-просветительского отдела УЦНК Музея Ивана Гончара Галина Олейник.
На центральной Украине для каждого было свое яйцо. На Галичине же одно яйцо делили между всеми членами семьи.
Традиционно яйца прежде были красного цвета. Связывают это с легендой о Марии Магдалине, которая пришла к римскому императору Тиберию с красным яйцом, чтобы возвестить о Воскресении Христовом.
Ничего освященного нельзя выбрасывать. Так, скорлупу от яиц бросали на воду приговаривая: «Пусть и рахманы знают, что у нас Пасха». Иногда закапывали под яблоню, чтобы хорошо родила. На Галичине бросали на крышу или закапывали на четырех углах поля для урожая и защиты от нечистой силы.
Когда писали писанки, то яйцо не выдувалось, это было живое яйцо, на котором наносили письмена к далеким предкам и пожелания, чтобы Господь послал здоровья и урожай на следующий год.
Писали писанки еще задолго до принятия христианства князем Владимиром, весной, что связано со встречей Нового года, пробуждением природы. Об этом свидетельствуют и изображения птиц.
Изображение дубовых листьев на писанке является пожеланием силы, здоровья, долголетия.
На Подольской писанке XIX века часто изображали «бесконечник» — закрученные линии, в которых должен запутаться нечистый. Случается изображение ромба с продольными линиями, символ засеянного поля. Такую писанку дарили хозяевам с пожеланиями хорошего урожая.
Только на гуцульской писанке изображали оленей и лошадей, которые по древним представлениям носили солнце.
Писанки были оберегами, их не ели. Пасхальные яйца, дряпанки употребляли во время праздничной трапезы.
Расписывали писанки в Страстную Пятницу, и считалось, что такое яйцо не портится. Пустую писанку могли нести на кладбище, ведь яйцо было безжизненное. И терялась символика яйца.
Яйцо — символ воскресения Христова, потому что оно по-видимому является мертвым, но из него рождается жизнь. Также символизирует гроб, в который был положен Христос, воскрес и даровал вечную жизнь. Поэтому мы называем это гроб Господень, Живоносный Гроб.
Водой с пасхальными яйцами умывались девушки, «чтобы быть румяными». Они спешили с Пасхального богослужения, приговаривая «Сколько за нами людей идет — так чтобы и сваты шли».
МЯСНЫЕ БЛЮДА
Мясные же блюда отсылают к ветхозаветной Пасхе: на этот праздник ели жертвенного ягненка в память о том, как повелел заколоть ягненка и кровью помазать косяки, чтобы Ангел гнева Господня обошел жилища избранного народа.
Ягненок — это прообраз Иисуса Христа, который своей кровью спас всех людей от власти смерти. Это жертва Иисуса Христа, которого Иоанн Креститель называет Агнцем Божиим, который принимает на себя грехи мира.
На Галичине клали буджену (копченую) колбасу, ветчину. В центральной Украине более распространенными были запеченные мясо, колбаски, соленое сало.
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Сыр и масло символизировало жертвенность и нежность Бога, к которому нужно стремится, как ребенок к материнскому молоку.
На Галичине освященным маслом натирали голову, чтобы не болела.
ХРЕН
Корешок хрена, который особенно распространен на западной Украине, по словам епископа Евстратия, отсылает к Ветхому Завету. Во время Пасхи евреи должны были есть блюда с горькими приправами, чтобы вспоминать о горечи рабства в Египте.
К тому же хрен символизирует прочность и несокрушимость человеческого духа после принятия таинства Исповеди.
Существует легенда, по которой Христа пытались отравить корнями хрена, считая его через горечь смертоносным. Однако это растение, как природный антисептик, наоборот полезно и способствует пищеварению.
СОЛЬ
Соль святили обязательно. Она символизирует качество связи между Богом и людьми, которым нужно беречь чистоту сердца, чтобы подражать Христу.
К тому же ее считали оберегом. Ведь и в дом приходили с хлебом-солью, и в путь брали с собой щепотку соли.
Ребенка новорожденного посыпали солью, чтобы плохое не принималось (на Лемковщине), посыпали также корову, которая должна отелиться.
ВЕЧНОЗЕЛЕНОЕ РАСТЕНИЕ
Обязательно украшали корзину вечнозеленым растением. На центральной Украине, а также на Стрыйщине — преимущественно барвинком. На Львовщине и Бойковщине — самшитом.
Кое-где еще клали в корзину мак, который использовали на Рождество при приготовлении кути. На центральной Украине еще святили просо, пирожки с капустой, печенью, яблоками.
В Бороняве, Хустского района, — отварного или зажаренного петуха. По поверью, именно он первый возвестил людям, что Христос воскрес из мертвых.
ВИНО
Что же касается вина, то священники не поощряют его приносить в храм, хотя оно имеет четкую определенную библейскую символику.
Христос называет себя виноградной лозой, а своих учеников — ветвями. Как ветви без виноградной лозы не может приносить само собой плода, так и люди, которые не будут сочетании с Иисусом Христом не могут приносить духовных плодов.
Вино используется в главном таинстве церкви — Евхаристии, во время Причастия.
«Первое чудо, которое совершил Господь — во время свадебного торжества — превратил воду в вино. Нужно понимать, что Бог с нами не только в скорбях», — рассказывает епископ Евстратий.
Нужно понимать, что скоромные блюда, которые приносят на Пасху, благословляются на потребление после Великого поста.
Молитвы же на благословение вина нет.
Источник Украинская правда
Запись Что нужно класть в пасхальную корзину: старинные поверья и приметы впервые появилась Наше Місто.