pavlograd.info 12.05.2019 13:30

Сегодня мы начинаем серию публикаций о том, как живется нашим землякам за границей. Рубрика «Там, где нас нет» неслучайна. Мы решили выяснить, действительно ли хорошо там, где нас нет. И, возможно, где многие не бывали. Первой страной будет соседняя Польша, притягательная, сулящая высокие заработки и достойный уровень жизни. Такая маленькая Европа прямо за околицей.

По официальной статистике Миграционной службы Украины, за 2018 год документы для выезда за границу на ПМЖ оформили 8551 гражданин Украины. На постоянной основе за границей работают 3,2 миллиона человек. Периодически — от семи до девяти миллионов. Два миллиона наших соотечественников живут и работают в Польше. Константин Кащенко родился в Сумах, жил и работал в Днепре и Киеве, а в 2015 году переехал в Польшу.

НЕ С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ

С женой Леной и сыном Валиком они не раз обсуждали возможность зарабатывать на жизнь за рубежом.

– Как-то в маршрутке увидел объявление о миграции в Канаду, — вспоминает Константин. — Но оказалось, что волокита с документами долгая, да и заплатить нужно много. В 2014-м появилась возможность поехать в Грецию. В Интернете я связался с женщиной, которая обещала трудоустройство там. Общались мы удаленно, на оформление визы я отправил ей 250 долларов, и она пропала. Потом я узнал, что это мошенница и обманула она не только меня. Учитывая, что 250 долларов мы собирали целый год, сразу искать другое предложение я не мог. Прежде чем Костя решился на вторую попытку, прошло еще около года. На этот раз он выбрал Польшу и обратился в фирму в центре Киева. Это был офис с работниками, договорами и оплатой через расчетный счет. За сто долларов сделали визу. Затем нашли несколько вакансий. Костя выбрал работу по демонтажу. Менеджеры помогли оформить документы, заполнить анкеты. Вручили путеводитель с пошаговой инструкцией, что делать на месте, и отправили в путь.

РАБОТА С РИСКОМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

На таможне стояли около шести часов.

«Потому в Варшаве меня никто не встречал. Следовал путеводителю – купил карточку для телефона, набрал менеджера, который должен был помочь. Мне рассказали, как добраться до хостела. И вот сижу, соображаю, где бы купить поесть – ничего не знаю, язык чужой. Вышел из дома, мимо идут два русскоговорящих парня. Оказалось, мы из одного города, и они меня даже знают! Они-то мне и рассказали все нюансы и хитрости жизни в Польше», — делится Константин.

Работал на демонтаже по 12 часов. Вместе с другими трудягами они буквально разбирали здание – облущивали шпаклевку до несущих стен, убирали внутренние перегородки и стяжку пола. Сбить бетонную подушку было непросто, пользовались отбойными молотками. Работа сложная и вредная для здоровья.

— Из-за вибраций молотка и напряжения со временем расшатываются суставы, — говорит Костя. – Пальцы рук начали разгибаться, выщелкивая как нож-выкидушка. Принимали только два положения – кулак и прямая рука. Прошло это только через полгода после окончания работы на демонтаже. Кро- ме того, перекидывая рулоны рубероида, повредил плечо, травма до сих пор дает о себе знать.

ПОЛЯКИ РАБОТАЮТ НАРАВНЕ С ПРИЕЗЖИМИ

Костя договорился с женой, что осмотрится в Польше, а затем даст отмашку ехать ей.

«Разлука давалась сложно, — рассказывает парень. – Каждый день после работы созванивались, часто разговаривал с домашними из супермаркета – там хорошая связь».

Быстро оформить документы на приезд в Польшу Лене не удалось. В итоге, когда она наконец приехала, у Кости закончилась виза. Виделись за долгих полгода всего один день. Костя уехал, а Лену менеджер устроил работать на консервный завод в городок на севере страны. Там девушка паковала в банки голубцы, огурцы и салат из свеклы. И снова бесконечные часы работы, смена за сменой. Приехав домой, Костя занялся оформлением визы.

Чтобы не терять времени зря, записался на курсы интенсивного изучения польского языка — по два часа четыре раза в неделю. Это очень помогло в будущем. Уже через неделю после возвращения в Польшу он мог сносно общаться с местными. Да и работодатель оценил его навыки, назначил бригадиром. По сути, Костя стал посредником между работодателем и трудягами. Он встречал новеньких, раз- решал конфликты в коллективе и объяснял нюансы работы. Где бы Костя с Леной ни работали, везде, кроме приезжих, были и поляки. Вопреки распространенному мнению, что на тяжелую работу местные не идут.

— Условия работы у всех одинаковые, но ведут себя люди по-разному, — рассказывает Костя. — Наши много пьют, дерутся, пьяными катаются на чужих мопедах и попадают в аварии, приходят на стройку нетрезвыми. Белорусы вообще не просыхают. Тех, кто приехал трудиться добросовестно, сразу видно. Часто, отработав десятичасовую смену, они идут на два-три часа на подработку. Таких замечают и поляки.

УЙТИ ОТ ПОСРЕДНИКА

Отработав несколько месяцев на консервном заводе, Лена вернулась в Украину. Чтобы оформить следующую визу, польская фирма-посредник взяла с нее 700 злотых и исчезла из поля зрения. Оказалось, фирма обанкротилась, деньги никому не вернули. Полгода Лена не могла выехать в Польшу, но когда все наконец получи- лось, устроилась туда же, где работал муж.

К тому времени Костя решил перейти на вольные хлеба и отказаться от услуг менеджеров.

— Посредник берет на себя много вопросов — где жить, куда идти рабо- тать, транспортные расходы, — поясняет парень. — Не зная языка и не понимая, куда попал, остается надеяться только на него. Но когда освоишься, понимаешь, зачем платить кому-то. Получить польское гражданство сложно. Для этого нужно быть поляком по крови или быть в браке с поляком. Другой вариант – работать по специальности из определенного списка десять лет. Разнорабочих в этом списке нет.

Костя оформил «карту побыту» — временный вид на жительство. Ее дают, если соискатель работал на польского работодателя три месяца. Но есть нюанс: пока рассматривают документы, человеку лучше не выезжать за пределы страны.

«По логике, если ты выехал, то тебе не очень нужна эта карта, — поясняет Костя. — Добро пожаловать в черный список, попав в который можно не въехать снова в Польшу. Таким образом, я не мог поехать в Украину, а Лена из-за очередных проблем с документами не могла выехать».

Косте удалось договориться о работе на фирме по заморозке продукции. Тут готовят и упаковывают лук, клубнику и вишню. Колечки, кусочки, кубики – машины режут продукцию, женщины за конвейерной лентой перебирают, отсортировывая мусор, а мужчины пакуют в пакеты по 20—25 килограммов и складывают.

«За смену мы перелопачиваем около 20 тонн продукции, — делится Костя. — Работаем в ночные и дневные смены. Главное, что вместе».

Специфика работы с ягодами и луком разная. В луковый сезон у работников отеки, пары овоща обжигают слизистые. Говорят, есть работа, где устаешь намного больше, например, в поле на сборе клубники. По 12 часов люди стоят, не разгибаясь, под палящим солнцем и собирают ягоду с грядок. На заморозку клубничка должна поступать без хвостиков, потому собрать ее кое-как не удастся. Многое зависит и от того, на какой участок поставит работодатель – есть поля, где ягоды размером с кулак, а есть – как горох. Зарплата зависит от собранных килограммов.

ПРОВИНЦИЯ – НЕ ЗАХОЛУСТЬЕ

Несмотря на трудности и пережитые приключения, Костю привлекает Польша как место для жизни.

— Меня сначала удивило, что тут все работает, — говорит он. — Транспорт ходит по расписанию: автобусы, трамваи, электрички, метро. Действует большая система скидок на железнодорожные услуги. На улицах аккуратно и чисто. Отработаешь на демонтаже 12 часов в пыли и грязи, выходишь на улицу, а там чистенько, цветочки, аккуратные домики. Каждый двор ухожен, оформлен красиво. Кажется, что везде живут богачи, но это обычные люди так следят за территорией. Глаз радуется.

Ребята живут в Варке – городе с десятитысячным населением. Это не захолустный провинциальный городишко, а симпатичное местечко с бассейном, велодорожками, туристическими марш- рутами и маленьким парком. После трудового дня можно сходить в бассейн. 45-минутный сеанс стоит восемь злотых (один злотый – семь гривен). Поплавал, расслабился под гидромассажем, и усталость как рукой сняло. А за 15 злотых тут же можно попариться в сауне. В свободное время Костя с семьей сплавляется на каяках, ходит на рыбалку и за грибами. Скучают ребята по родным краям – степям, озерам и рекам. В Польше пейзажи немного другие – болотистые и чащобные.

Читайте также:

Это не дорога, это дефибриллятор: в Никополе пациентов в больницу завозят по огромным ямам (Фото)

«Служить украинскому народу»: в Запорожской области нацгвардейцы спасли пострадавших в ДТП

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Запись «Нужно пахать, чтобы жить достойно», — исповедь днепрянина о суровых буднях работы в Польше впервые появилась Наше Місто.